rod_nick (rod_nick) wrote in rod_ru,
rod_nick
rod_nick
rod_ru

Categories:

Размышление над словами игумена Мефодия, который поцеловал руку Путина на Валааме.

ВАЛААМ

Игумен Мефодий, взбудораживший формой своего приветствия интернет, объяснил произошедшее. Его слова передал пресс-секретарь монастыря, цитирую сайт Газета-ру:  http://www.gazeta.ru/politics/news/2012/08/07/n_2473105.shtml

"Я поцеловал руку президента России в знак признания маленьким народом великого русского народа", – процитировал слова игумена Шишков. Мефодий, отвечающий в монастыре за прием гостей, переехал в Россию из Македонии, чтобы постричься в монахи, пояснил пресс-секретарь.

Игумен также отметил в беседе с пресс-секретарем, что в «восточном православии» поцелуй руки традиционно обозначает смирение, а поцелуй священником руки мирянина вписывается в эту традицию".

Еще пресс-секретарь добавил: "Мне звонят и говорят – «что вы пресмыкаетесь, что вы занимаетесь лизоблюдством». Такого хамства я еще не слышал. Этот человек – македонец по национальности, для него это было значимо, он вложил в это действие глубокий смысл. Здесь нет никакого лизоблюдства, здесь совсем другие причины. В Церкви видят только врага и агрессора и не интересуются, сколько он людей ко Христу привел, как он самоотверженно трудится, как радушно принимает гостей Валаама".

Итак, всё стало с событием понятно. Батюшка не "перегрелся на солнце", не "спутал Путина с архиереем" и т.д., как об этом поспешно написали некоторые блогеры. Он македонец, а в Македонии так принято. Оставлю за рамками поста вопрос о личности президента. Да, В.В. Путин крайне непопулярен у многих русских националистов, но так или иначе приходится считаться с тем, что у сербов или македонцев (как в случае с о. Макарием) он является образом "великого русского народа". Мы можем по-разному относиться к этому факту, но это так.

Так вот, я обратил внимание на то, как этот монах-македонец выразил своё отношение к национальному вопросу. Во-первых он осознает свой жест как жест представителя народа Македонии. 

Он, возможно, чувствует себя чем-то вроде делегата от своего народа в России и хочет подчеркнуть признательность своего народа русскому народу. Такое у него самосознание.

Мне, честно говоря, нравится его мировоззрение. Не то, что он конкретно целовал руку президента (для нас, русских, это очень необычный жест), а то, как он себя ощущает.

В связи с этим хочется поговорить о мировоззрении современного русского духовенства РПЦ МП. В этой среде, к сожалению, не принято открыто проявлять своё отношение к национальности. До революции вопрос обстоял иначе, и ряд видных деятелей Церкви даже состоял в националистических организациях. Времена изменились, и, так сказать, "активно быть русским" у современных священников не разрешается.  Каким образом? Попробую сформулировать.



1. Во-первых это самоцензура: духовенство в большинстве случаев жестко зависит от начальства. Боятся даже просто выглядеть странно, не как все. Слишком велик риск выпасть из Системы. Поэтому стараются лишний раз не высовываться, быть незаметными в общей среде.

2. Вопрос образования и традиции. Некоторые в простоте своей толкуют слова Писания "несть ни эллина, ни иудея во Христе" как отрицание этнической принадлежности христиан. Тогда почему продолжение фразы о том, что нет "ни мужского пола, ни женского" не трактуется этими простецами таким же способом? :)

Традиции же восприятия национального вопроса в современной церкви перемешались. Увы, многое в головах осталось от идеологии интернационального советского прошлого. Дети (теперешние попы) чувствуют себя так, как воспитали и научили их советские родители. Выдавливать из себя по капле интернационалиста - для многих ненужная задача. Да, не у всех родители носили национальность "советский". Да, на бытовом уровне может быть и в этой среде национализм: поставить самовар, напечь блинов на приходе на Масленицу, чай с баранками... Да, за чаем можно ужастнуться наплыву мигрантов, исламизации общества, обсудить этнопреступность. Но не более того. Редкие священники преступают рамки "бытового национализма", ибо чревато.

3. Деятельность руководства РПЦ МП. Итак, в РПЦ МП с давних пор элитным отделом был ОВЦС - Отдел Внешних Церковных Связей. Многие выпускники духовных школ стремились там сделать карьеру. Если семинарист изначально настроен служить  и работать за рубежом, изучает языки и чужую культуру, то постепенно он часто становится "мультикультурным". Чтобы не быть голословным: патриарх Кирилл, прот. Всеволод Чаплин, митр. Илларион (Алфеев) - все они имеют отношение к ОВЦС.

4. Миссионерские труды. Поскольку в РПЦ МП с давних пор в почете миссия среди инородцев, то все уже к этому привыкли и не обращают особого внимания на особенности миссии.
А я обращаю. Если бы Русская Церковь являлась тем, чем она долна была бы являться по названию, то не выглядело бы миссионерство среди якутов, чукчей, эвенков, китайцев и т.д. (у мусульманских народов РПЦ не миссионерствует, кажется, после убийства священника Даниила Сысоева, или это проходит незаметно) как подчеркивание какой-то исключительности и важности этих народов по сравнению с русским народом.

Я однажды спросил у одного миссионера, почему епархии создают отделы по работе с малыми народами, а на русский народ епархиальное внимание не направлено. Батюшка не нашелся, что мне ответить.

Итак, у нас в России церковь разные народы "называет  по имени", даже с каким-то повышенным вниманием относится к их этническим особенностям. Составляются отчеты о крещениях и специальных литургиях для инородцев - но русские обделены таким вниманием. Неужели для церковного начальства русских нет, но есть - россияне? Зачем почитать русских каким-то специальным образом, будьте довольны тем, что в названии церкви есть слово "Русская". А то, что богослужение переводится на языки инородцев, но служба на русском по-прежнему воспринимается чуть ли ни как ересь, - это так, "мелочи".

5. Современная священническая-дьяконская присяга. В этой присяге (может она и иначе называется, но не суть важно) ставленник клянется, что не станет заниматься политической деятельностью. Поскольку участие в деятельности русских организаций или даже просто какое-либо взаимодействие у нас считают "политикой", мы скорее всего не увидим в ближайшее время ответственных представителей духовенства, которые как-то активно проявят свою солидарность с русским народом. Или хоть что-то делающих от лица великого русского народа.




Может, следовало бы и продолжить изложение видения ситуации, но пока ограничусь этим. Спасибо македонскому игумену с Валаама, давшему повод всё это написать.

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments