Ассоциация РОД

rod_ru


Русское Общественное Движение


Previous Entry Share Next Entry
Размышление над словами игумена Мефодия, который поцеловал руку Путина на Валааме.
rod_nick wrote in rod_ru
ВАЛААМ

Игумен Мефодий, взбудораживший формой своего приветствия интернет, объяснил произошедшее. Его слова передал пресс-секретарь монастыря, цитирую сайт Газета-ру:  http://www.gazeta.ru/politics/news/2012/08/07/n_2473105.shtml

"Я поцеловал руку президента России в знак признания маленьким народом великого русского народа", – процитировал слова игумена Шишков. Мефодий, отвечающий в монастыре за прием гостей, переехал в Россию из Македонии, чтобы постричься в монахи, пояснил пресс-секретарь.

Игумен также отметил в беседе с пресс-секретарем, что в «восточном православии» поцелуй руки традиционно обозначает смирение, а поцелуй священником руки мирянина вписывается в эту традицию".

Еще пресс-секретарь добавил: "Мне звонят и говорят – «что вы пресмыкаетесь, что вы занимаетесь лизоблюдством». Такого хамства я еще не слышал. Этот человек – македонец по национальности, для него это было значимо, он вложил в это действие глубокий смысл. Здесь нет никакого лизоблюдства, здесь совсем другие причины. В Церкви видят только врага и агрессора и не интересуются, сколько он людей ко Христу привел, как он самоотверженно трудится, как радушно принимает гостей Валаама".

Итак, всё стало с событием понятно. Батюшка не "перегрелся на солнце", не "спутал Путина с архиереем" и т.д., как об этом поспешно написали некоторые блогеры. Он македонец, а в Македонии так принято. Оставлю за рамками поста вопрос о личности президента. Да, В.В. Путин крайне непопулярен у многих русских националистов, но так или иначе приходится считаться с тем, что у сербов или македонцев (как в случае с о. Макарием) он является образом "великого русского народа". Мы можем по-разному относиться к этому факту, но это так.

Так вот, я обратил внимание на то, как этот монах-македонец выразил своё отношение к национальному вопросу. Во-первых он осознает свой жест как жест представителя народа Македонии. 

Он, возможно, чувствует себя чем-то вроде делегата от своего народа в России и хочет подчеркнуть признательность своего народа русскому народу. Такое у него самосознание.

Мне, честно говоря, нравится его мировоззрение. Не то, что он конкретно целовал руку президента (для нас, русских, это очень необычный жест), а то, как он себя ощущает.

В связи с этим хочется поговорить о мировоззрении современного русского духовенства РПЦ МП. В этой среде, к сожалению, не принято открыто проявлять своё отношение к национальности. До революции вопрос обстоял иначе, и ряд видных деятелей Церкви даже состоял в националистических организациях. Времена изменились, и, так сказать, "активно быть русским" у современных священников не разрешается.  Каким образом? Попробую сформулировать.



1. Во-первых это самоцензура: духовенство в большинстве случаев жестко зависит от начальства. Боятся даже просто выглядеть странно, не как все. Слишком велик риск выпасть из Системы. Поэтому стараются лишний раз не высовываться, быть незаметными в общей среде.

2. Вопрос образования и традиции. Некоторые в простоте своей толкуют слова Писания "несть ни эллина, ни иудея во Христе" как отрицание этнической принадлежности христиан. Тогда почему продолжение фразы о том, что нет "ни мужского пола, ни женского" не трактуется этими простецами таким же способом? :)

Традиции же восприятия национального вопроса в современной церкви перемешались. Увы, многое в головах осталось от идеологии интернационального советского прошлого. Дети (теперешние попы) чувствуют себя так, как воспитали и научили их советские родители. Выдавливать из себя по капле интернационалиста - для многих ненужная задача. Да, не у всех родители носили национальность "советский". Да, на бытовом уровне может быть и в этой среде национализм: поставить самовар, напечь блинов на приходе на Масленицу, чай с баранками... Да, за чаем можно ужастнуться наплыву мигрантов, исламизации общества, обсудить этнопреступность. Но не более того. Редкие священники преступают рамки "бытового национализма", ибо чревато.

3. Деятельность руководства РПЦ МП. Итак, в РПЦ МП с давних пор элитным отделом был ОВЦС - Отдел Внешних Церковных Связей. Многие выпускники духовных школ стремились там сделать карьеру. Если семинарист изначально настроен служить  и работать за рубежом, изучает языки и чужую культуру, то постепенно он часто становится "мультикультурным". Чтобы не быть голословным: патриарх Кирилл, прот. Всеволод Чаплин, митр. Илларион (Алфеев) - все они имеют отношение к ОВЦС.

4. Миссионерские труды. Поскольку в РПЦ МП с давних пор в почете миссия среди инородцев, то все уже к этому привыкли и не обращают особого внимания на особенности миссии.
А я обращаю. Если бы Русская Церковь являлась тем, чем она долна была бы являться по названию, то не выглядело бы миссионерство среди якутов, чукчей, эвенков, китайцев и т.д. (у мусульманских народов РПЦ не миссионерствует, кажется, после убийства священника Даниила Сысоева, или это проходит незаметно) как подчеркивание какой-то исключительности и важности этих народов по сравнению с русским народом.

Я однажды спросил у одного миссионера, почему епархии создают отделы по работе с малыми народами, а на русский народ епархиальное внимание не направлено. Батюшка не нашелся, что мне ответить.

Итак, у нас в России церковь разные народы "называет  по имени", даже с каким-то повышенным вниманием относится к их этническим особенностям. Составляются отчеты о крещениях и специальных литургиях для инородцев - но русские обделены таким вниманием. Неужели для церковного начальства русских нет, но есть - россияне? Зачем почитать русских каким-то специальным образом, будьте довольны тем, что в названии церкви есть слово "Русская". А то, что богослужение переводится на языки инородцев, но служба на русском по-прежнему воспринимается чуть ли ни как ересь, - это так, "мелочи".

5. Современная священническая-дьяконская присяга. В этой присяге (может она и иначе называется, но не суть важно) ставленник клянется, что не станет заниматься политической деятельностью. Поскольку участие в деятельности русских организаций или даже просто какое-либо взаимодействие у нас считают "политикой", мы скорее всего не увидим в ближайшее время ответственных представителей духовенства, которые как-то активно проявят свою солидарность с русским народом. Или хоть что-то делающих от лица великого русского народа.




Может, следовало бы и продолжить изложение видения ситуации, но пока ограничусь этим. Спасибо македонскому игумену с Валаама, давшему повод всё это написать.


  • 1
У нас до Александра I священники тоже целовали руки императору, и только Александр I начал целовать руки священников, как остальные миряне.

Но Путин же - совсем не император...
В любом случае, сейчас русское духовенство не имеет традиции так приветствовать мирян. Поэтому о. Мефодий так всех удивил.

Впрочем, речь в посте не о целовании, а об отношении духовенства к своему народу.

Да монастырский пресс-секретариат уже ответил, что священник македонец, а у них так принято.

> Поскольку участие в деятельности русских организаций [...] у нас считают "политикой", мы скорее всего не увидим в ближайшее время ответственных представителей духовенства, которые как-то активно проявят свою солидарность с русским народом...

Ещё один аспект (писал когда-то):

Одним из оснований христианской церкви является лоялизм. «Всякая власть от бога» [...]
Религии и церкви, как наиболее консервативной части общества, отводится в нём важная миссия нравственной опоры для поддержания стабильности, status quo [...] Но при этом несколько оптимистично рассчитывать на то, что церковь сможет сыграть роль локомотива. Хотя именно этого, как оказалось, многие от неё и ждут. В результате стабильность утрачивается, а взамен выдвигаются такие идеи по спасению положения, как, например, реставрация монархии [...] Оказывается, не все ещё понимают, что назад нам двигаться просто некуда.
Уже к концу 80-х годов XX века отставание России (в тот момент, СССР) от стран Запада по многим передовым направлениям составляло до 20 лет. Хотя были, разумеется, и технологии, в основном, оборонного назначения, где мы были впереди планеты всей. Теперь же существовавший разрыв увеличился вдвое, многие технологии, составлявшие нашу гордость, утрачены, и даже целые отрасли хозяйства разрушены. Пожалуй, последней надеждой для страны является немедленный модернизационный рывок [...] Церковь не может обеспечить ни целей, ни стимулов для такого рывка, так как она по сути своей противостоит любым резким движениям...
Обеспечить будущее страны может только светский проект, такой, который сплотит дееспособное ядро нации, выдвинет активных и инициативных людей, видящих свою цель даже не в сохранении, а в спасении нации, которые поведут остальных за собой...


Лоялизм и подчеркнутая "гибкость" по отношению к власти, - к сожалению, одно из свойств нынешней церковной политики в России.

"Князья Церкви", например, не хотят замечать того, что власти постепенно замещают местное славянское население России (которое так или иначе в какой-то степени является носителем христианских ценностей) на мигрантов из республик Средней Азии и Кавказа. Приезжие культивируют ислам, расселяются, размножаются. Требуют себе прав и мечетей побольше.

Политика потакания властям губительна для России. (Если, конечно, под Россией мы не понимаем всего лишь кусок территории, на которой всё равно кому жить).

(Deleted comment)
  • 1
?

Log in

No account? Create an account